Жизнь рядом с деревьями имеет большое число существенных преимуществ. Деревья улучшают самочувствие и настроение, способствуют более подвижному образу жизни, создают комфортный микроклимат на участке, снижают затраты на кондиционирование зданий, очищают воздух от пыли и вредных газов, интенсивно испаряют почвенную влагу, в некоторых случаях препятствуя переувлажнению территории, укрепляют почву при неровном рельефе. Этот далеко не полный список преимуществ, связанных с деревьями, но главное, большинству людей деревья нравятся сами по себе. Регулярное обследование деревьев на безопасность необходимо, если они растут в значимых зонах.
Далеко не всегда опасное дерево можно определить по очевидным признакам (сильный прогрессирующий наклон, выворачивание корней, открытые гнили, обширные механические повреждения и т.п.). В связи с этим оценка безопасности деревьев, произрастающих на благоустроенных территориях, является задачей первостепенной важности. Современная оценка безопасности деревьев включает в себя несколько составляющих:
- Наличие рядом с деревом потенциальных “мишеней” падения
- Оценка возможных механических нагрузок (главным образом, ветровая нагрузка)
- Обследование исходной прочности опорных структур (ствол, корневая плита)
- Оценка состояния механической древесины (гнили, повреждения)
Все четыре компонента одинаково важны для оценки безопасности дерева. Падение дерева вдали от строений, дорог, пеших маршрутов людей не представляет никакой опасности. Основное внимание должно быть направлено на деревья, произрастающие на интенсивно используемых территориях. Безопасность дерева не может быть оценена без представления о нагрузках, которые испытывает его ствол, вершины и механические корни. Вероятность падения деревьев одной породы с одинаковыми диаметрами стволов, без каких либо структурных дефектов, произрастающих в одном и том же месте, может отличаться в десятки раз в зависимости от их высоты и размеров кроны. Наконец, оценка безопасности дерева невозможна без точных представлений о прочности частей дерева, принимающих на себя механическую нагрузку (пункты 3 и 4).